-
Как сделать сайт?
Так что же ответит строитель, если ему зададут вопрос: "Как построить дом?" Скорее всего, он сначала спросит, о каком именно доме идет речь. Имеется ли в виду домик на садовом участке, 20-этажный многоквартирный жилой дом, торговый центр, офис Газпрома, стадион, автостоянка, заводской корпус? От ответа на этот вопрос зависит все, начиная от выбора компании-подрядчика и кончая сроками и сметой.
Что удивительно, с сайтами ровно та же ситуация. В зависимости от назначения это может быть и сайт-визитка на одной странице, и распределенный программный комплекс google.com.
Поэтому самое первое, с чего следует начать - определить назначение сайта.
Для чего нужен сайт?
Если хочется где-то выкладывать личные фотографии, то для этого сайт не нужен. Достаточно создать эккаунт в какой-либо из социальных сетей. Понятно, что сайт нужен для дела. Например, в общении с потенциальными клиентами, вместо того, чтобы долго расхваливать свою компанию, просто кинуть ссылку. Или ту же ссылку разместить на визитке. Солидно и лаконично.
Если это все, для чего предполагается использовать сайт, то очевидно - это сайт-визитка.
Сайт-визитка
Не надо относиться к этому типу "строений" пренебрежительно. Хорошо, стильно сделанная даже единственная страничка может радикально улучшить имидж компании, вывести ее на новый уровень бизнеса, расширить клиентскую базу. В то же время плохо сделанный сайт-визитка даст полностью обратный результат.
Поэтому имеет смысл потратить некоторое количество денег на разработку хорошего дизайна и сделать верстку страницы у профессионального верстальщика. Сайт маленький, и затраты этим ограничатся. Имеет ли смысл устанавливать систему управления контентом? Для одной страницы, скорее всего, нет. Возможно, чуть позже, когда задачи сайта расширятся и усложнятся.
Корпоративный сайт
И вот наступает момент, когда сайт-визитка перестает отвечать требованиям компании. Хочется помимо вступительного текста разместить там некоторую дополнительную информацию, например, новости, специальные проедложения, адреса филиалов. Если все вставить на единственную страницу, то дизайн сайта, которым до этого момента любовались все посетители, куда-то пропадает.
Это как раз то самое время, когда надо подключать какую-либо CMS и переделывать сайт на многостарничный. Если дизайн был сделан грамотно, то это не потребует серьезных изменений верстки, хороший программист легко и быстро с этим справится. Конечно, это дополнительные затраты. Но зато после этого на сайт можно будет уже без ограничений добавлять страницы, которые автоматически будут появляться в меню.
Интернет-магазин
Компания постоянно расширяет свое присутствие в Интернет, число клиентов, предпочитающих именно этот вид взаимодействия, растет, и возникает идея разработать интернет-магазин. И сразу выясняется, что это требует довольно серьезных затрат. И действительно, если корпоративный сайт унаследовал дизайн сайта-визитки без особых проблем, интернет-магазин требует разработки дизайна для всех видов страниц, а это каталог - 2 шаблона, описание товара - еще один, корзина, форма оформления заказа, возможно, форма регистрации, история заказов - короче, это большая дополнительная работа для дизайнера.
Кроме того, выбранная CMS может быть совсем не приспособлена для размещения магазина.
В этом случае самым экономным решением будет сделать сайт "с нуля". Это может быть значительно быстрее и дешевле, чем переделывать имеющийся сайт.
Для сокращения затрат можно для начала не делать для сайта специальный дизайн, а использовать тот, который предлагают разработчики CMS, загрузив другой логотип, и, возможно, заменив цвета в таблице стилей, для чего могут потребоваться услуги верстальщика, но можно попробовать сделать это без привлечения специалистов.
Специальные интернет-магазины
Сразу оговоримся, что до сих пор речь шла о стандартном интернет-магазине по продаже товаров. Для таких сайтов уже существует множество реализаций на целом ряде CMS, такой проект практически не требует доработки. Но очень часто возникает ситация, когда стандартная функциональность не устраивает, и тогда на помощь приходят разработчики, которые "допиливают движок" магазина, чтобы придать ему требуемую функциональность. Подобная доработка может быть весьма существенной. Вот несколько примеров:
Билетная касса
Вроде бы все то же самое - зашел на сайт, выбрал товар, оплатил, получил по почте и в Личном кабинете билет в виде pdf файла. Однако надо учесть, что билет должен иметь сформированный QR или штрих-код для считывания его электронным способом и учета во внутренней системе как использованного (погашенного).
И это еще не все. Билеты бывают разные. Если это, скажем, билет на электричку, то их можно продать сколько угодно. А если это билет в театр? Мало того, что число билетов ограничено, надо еще предоставить посетителю сайта возможность зарезервировать понравившееся ему место в зрительном зале (интерактивная карта зрительного зала обязательна), и после оплаты отметить это место как занятое. А еще добавить множество проверок в процессе оформления, чтобы два посетителя не заняли одно и то же место одновременно. И еще организовать обмен информацией с внутренней базой театра (например), чтобы кассирши не оформили билет на уже проданные места.
Скидочные купоны
Модный еще недавно тип магазина. Здесь нужно добавить в стандартный интернет-магазин специальный партнерский раздел, чтобы организация-партнер могла добавить информацию об акции, а также заказать определенное количество скидочных купонов, которые собирается распространить. Конечно же, и здесь присутствует необходимость создавать уникальный код для каждого купона, а также формировать pdf-файлы для печати купонов с QR или штрих-кодом и всей необходимой пользователю информацией.
Продажа файлов
Еще один вариант - продажа каких-либо файлов для скачивания. Это может быть музыка, видео, электронные книги, фотографии, бланки документов - все, что можно скачать непосредственно с сайта. В таком проекте главная сложность - убедиться, что пользователь скачал файл, что не произошел обрыв связи, и только в этом случае помечать заказ как доставленный. Это тоже требует некоторой доработки стандартного "движка".
Заказ с предоплатой
Иногда требуется сделать интернет-магазин индивидуальных заказов с предоплатой. Например, ателье шьет на заказ платья, и начинает шить, если заказчик полностью или частично оплатил заказ. Казалось бы, что тут все стандартно. Однако при поступлении заказа менеджер должен сначала проверить возможность его выполнения, например, есть ли нужная ткань, и только потом дать возможность заказчику его оплатить. Такое казалось бы незначительное нарушение стандартной бизнес-схемы уже приводит к существенным доработкам. И случай этот не такой уж редкий. Такой сайт может потребоваться любой организации, оказывающей индивидуальные услуги, например, студии ландшафтного дизайна или бригаде по ремонту квартир.
Социальная сеть
Мода приходит и уходит. Сейчас на пике моды социальные сети. Если требуется создать сайт с таким функционалом, то он заведомо не будет стандартным. Понадобится детальное обсуждение технического задания. И конечно же, такой проект не будет дешевым. Придется разрабатывать уникальный, но в то же время легкий и лаконичный дизайн, делать адаптивную верстку, чтобы страницы красиво выглядели на всех устройствах, ну и конечно, основное время и силы уйдут на программирование многочисленных функций, которые должны быть доступны посетителям сайта.
Наиболее популярные социальные сети - это проекты, разработкой и поддержкой которых занимается целый коллектив сотрудников. Это сайты, которые непрерывно модифицируются, дописываются. При старте такого проекта надо иметь в виду, что затраты на него требуются непрерывно, даже после завершения разработки.
Если сравнивать такого рода проект со строительством, то объект больше всего напоминает арену-трансформер или концертный зал, когда просто для ежедневного функционирования требуются усилия целого коллектива, и периодически приходится привлекать разработчиков для смены декораций или изменения освещения.
Но основной вопрос - зачем? Зачем нужно создавать еще одну социальную сеть, если уже существующих более чем достаточно? Если нужно создать представительство какого-то определенного сообщества, то достаточно развернуть на сайте один из стандартных Форумов (код этих программных пакетов чаще всего бесплатный). В каждом таком пакете есть достаточно широкие возможности для оформления, не требующие привлечения специалистов. Это, конечно, не социальная сеть, но удобное пространство для общения, не требующее больших финансовых вливаний и затратной технической поддержки. Для настройки и сопровождения часто достаточно одного человека, и им вполне может быть владелец сайта. Конечно, это не "концертный зал", но вполне милый клуб.
Landing Page
Или иначе Продающая страница. Это самое новое и перспективное направление интернет-продаж. И в то же время возврат к самому началу. Фактически это сайт-визитка, всего лишь одна страничка, на которой содержится вся необходимая информация о товаре или услуге, там же форма для заказа, текст о компании, отзывы, ссылки на социальные сети. Одна только страница, но имеющая привлекательный дизайн и адаптивную верстку, которая замечательно смотрится и безупречно работает на всех возможных устройствах.
Конечно, полноценный интернет-магазин такая страница не заменит, но для рекламы и продажи одного какого-то товара или услуги именно она принесет наиболее быстпый результат с наименьшими затратами.
Как выбрать CMS?
Что такое CMS? Это Система управления контентом, или в просторечии "админка", при помощи которой любой сотрудник с образованием не ниже начальной школы может размещать на сайте какую-либо информацию, будь то тексты, фотографии, таблицы, а также отвечать на вопросы посетителей, оформлять заказы, вообще делать все то, что сайт не может делать автоматически.
Нужна ли сайту система управления контентом? Если для любого изменения на сайте привлекать специалиста - то не нужна. Однако эти времена давно прошли. Теперь даже сайты-визитки принято делать с возможностью редактирования контента, а значит, они работают под управлением CMS.
Какие бывают CMS?
Основная задача любой такой системы - это предоставить администратору (редактору) сайта удобный интерфейс для внесения на сайт изменений и дополнений. Не ставя перед собой цели перечислить все имеющиеся системы, рассмотрим основные типы и приведем несколько примеров.
назад