-
Продвижение сайта. Пошаговая инструкция
Когда нам что-то нужно, будь то товар, услуга, субподрядчик, мы открываем любимую поисковую систему и набираем соответствующую фразу в окне поиска. После чего начинаем просматривать найденные сайты, читать, изучать, сравнивать. Как правило, на одной странице поисковой системы выдается 10 ссылок, не все они соответствуют нашим пожеланиям, но тем не менее, мы редко заглядываем на вторую страницу результатов, ограничиваясь просмотром первых найденных.
Именно поэтому основная задача поисковой оптимизации сайта (SEO) - "продвижение" его в первые 10 позиций. Именно за этот вовсе не гарантированный результат компании платят огромные деньги SEO-специалистам.
Секреты поисковых систем
Каждая поисковая система собирает информацию о сайтах самостоятельно, при помощи специальных программ-роботов, и сохраняет собранное в своей базе данных. По каждому нашему запросу она находит кучу страниц, содержание которых в той или иной степени соответствует введенной фразе, и выдает нам ссылки в порядке, который сама же и устанавливает. Алгоритм этого ранжирования не разглашается и с каждым годом становится все сложнее.
Этот порядок зависит в первую очередь от рейтинга сайта в данной поисковой системе. Раньше все было просто. Разработчики таких систем считали рейтинг сайта по числу ссылок на него с других сайтов (в системе Яндекс это был ТИЦ - тематический индекс цитирования). В этом была своя логика: раз так много людей поставили ссылки на сайт, то значит, он заслуживает внимания. И "продвигать" сайты было легко и просто, размещая ссылки в разных каталогах. Это время прошло.
Поскольку основная задача системы - выдавать результат, наиболее близко соответствующий запросу, то у одного и того же сайта рейтинг по разным словам и фразам разный. И он уже если и зависит от индекса цитирования, то очень слабо, а на первое место выходит контент - те слова и фразы, те тексты, которые разместил на сайте его владелец.
Специалисты SEO тоже не знают алгоритма вычисления рейтинга. Они экспериментальным путем пытаются выяснить, какие изменения на сайте приводят к его продвижению в направлении начала списка, и на этой основе строят свою работу. Для этого разработано множество программ и инструментов, и когда мы платим за их работу, мы платим в том числе за эти знания и опыт.
Секреты SEO-специалистов
Да, мы их раскроем! При этом станет понятно, за что именно берутся деньги, а также какие из этих работ владелец или редактор сайта может проделать самостоятельно, не затрачивая ни копейки.
Шаг 1. Оптимизация сайта
С чего начинают SEO-специалисты, когда им заказывают продвижение очередного сайта? В первую очередь, с его анализа. Сайт должен быть удобным для поисковых роботов, а значит, удовлетворять некоторым, достаточно простым требованиям:
- В "корневой" директории сайта должны лежать 2 файла: favicon.ico и robots.txt, первый - это картинка, которая будет значком для данного сайта в результатах поиска, второй - это инструкция роботам, куда можно, а куда не стоит заглядывать. Если их нет - ничего страшного не произойдет, но осложнит анализ сайта роботами, и, соответственно, ухудшит рейтинг сайта;
- В блоке <head> каждой страницы сайта должен быть прописан <title>, по возможности, уникальный для каждой страницы и соответствующий ее содержанию;
- Заголовки всех уровней на странице должны быть выделены, как заголовки, специальными тегами <h1>...<h6> причем заголовок <h1> должен быть только один;
- Тексты на страницах должны быть по возможности уникальны, написаны конкретно для этого сайта, а не скопированы с чужого;
- Все изображения должны иметь прописанный атрибут title="Вот эта фотография - как мы празднуем Новый год" с описанием каждой конкретной фотографии и иллюстрации;
- Этот момент - спорный, но SEO-специалисты также рекомендуют размещать в блоке <head> каждой страницы ключевые слова и описание. Спорный потому, что разработчики поисковых систем утверждают, что давно их не анализируют, а все ключевые слова и фразы берут из текста. Но такого рода дополнения еще никому не вредили;
- Это тоже спорный момент, SEO-специалисты рекомендуют исключать из результатов поиска страницы-дубликаты. Что это такое? Скажем, у нас на сайте такие настройки, что по умолчанию отдается файл default.htm, в этом случае ссылки http://мойсайт/ и http://мойсайт/default.htm будут вести на одну и ту же страницу, что якобы приводит к дублированию контента и портит рейтинг. Возможно, когда-то так и было, но сейчас поисковые роботы прекрасно разбираются в том, какие страницы являются индексными (страницами по умолчанию). Если очень хочется избежать этого "дублирования", попросите сисадмина настроить редирект со страниц http://мойсайт/что-тотам/default.htm на http://мойсайт/что-тотам/ или наоборот. Добавим, что название индексных страниц зависит от настроек сайта, например, они могут называться index.php;
- Ну и наконец, меню на сайте должно быть с простыми текстовыми ссылками на другие страницы сайта, благо в наше время даже текстовые ссылки можно оформить в виде любых кнопок и с любыми изображениями. Не рекомендуется использовать кнопки-картинки, flash-анимированное меню, а также JavaScript, если без него ссылки не будут "работать".
Для того, чтобы все это сделать, совсем не обязательно исправлять каждую страницу сайта вручную. Большинство CMS (систем управления контентом) уже предоставляют все необходимые средства для оптимизации сайта под поисковые системы, надо только найти эти разделы в административной системе и наполнить.
Шаг 2. Подключение инструментов
Существует множество бесплатных и не очень программ, которые используются SEO-специалистами для мониторинга рейтинга сайта в различных поисковых системах. Мы же порекомендуем использовать инструменты самих поисковых систем.
В России наиболее популярными являются системы Google и Yandex, поэтому будем говорить в основном про них.
Чтобы получить доступ к этим инструментам, достаточно создать почтовый ящик. При этом станет доступной интересная возможность - разместить на сайте счетчик одной из этих поисковых систем. Это надо обязательно сделать, т к это не просто счетчик, а сложная система мониторинга посещения страниц сайта, поисковых запросов, приводящих на сайт, и даже поведения пользователя на сайте!
Вот только перед размещением счетчика надо выбрать, какой именно размещать, Яндекс метрику или Google analytics. Оба сразу размещать не рекомендуем. Это большой и ресурсоемкий набор скриптов, выполняющихся на компьютере посетителя сайта, и, если компьютер не слишком производительный, сайт может начать "тормозить", а то и вовсе "зависнет".
Счетчик представляет собой несколько строк кода, которые надо разместить на каждой странице сайта. Большинство CMS предоставляют такую возможность.
Счетчиков, кстати, можно создать несколько, если требуется их установить на разные сайты. Просмотр и настройка статистики таких счетчиков - это отдельное исследование, и даже в некотором роде приключение. Немногие знают в этом волшебном лесу все закоулки, но изучение его будет исключительно полезным для нашего сайта. Оно поможет выявить, какие страницы сайта привлекают потенциальных клиентов, какие - наоборот отталкивают, где навигация удобная, а где - нет, как быстро посетитель находит то, что ему нужно, и находит ли вообще.
Помимо счетчика, у системы Яндекс есть еще дополнительный сервис Yandex.Webmaster. Он тоже доступен владельцу почтового ящика на yandex.ru, это более старый сервис, но многие SEO-специалисты до сих пор его используют, т к там есть много интересных возможностей. В частности, там отображается список сайтов, на которых есть ссылки на наши страницы.
Шаг 3. Ключевые слова
Инструменты поисковых систем, конечно же, подскажут, по каким словам и фразам находят наш сайт. Но никто не подскажет, по каким словам его НЕ НАХОДЯТ.
Поэтому на данном шаге наша задача - это понять, что именно будет набирать потенциальный клиент в строке поиска, чтобы нас найти. У SEO-специалистов есть для этого специальный термин - "семантическое ядро сайта". Для его разработки надо вначале проанализировать, чем же занимается компания.
Например, ADT Web Solutions занимается разработкой сайтов. Это очень большая тема, но представим себя на месте заказчика, которому просто нужен сайт, а о тонкостях он не подозревает. Видимо, он напишет:
- заказать / создать / сделать / разработать сайт
Это значит, что в текстах на нашем сайте должны встречаться все эти слова в различных сочетаниях, желательно их же продублировать в ключевых словах заголовка.
Но бывают более продвинутые пользователи, у которых уже, возможно, есть сайт, и нужно его доработать, и под это есть конкретные требования. Поэтому нам придется подумать еще, и добавить в наш список такие фразы:
- сайт на битриксе / джеме / юми / амиро (названия CMS придется продублировать еще и латиницей)
- редизайн сайта
- заказать / создать / сделать / разработать интернет-магазин
- сайт-визитка
Для подбора ключевых слов не нужно привлекать фантазию, надо просто поставить себя на место потенциального клиента и оценить, какую именно фразу он использует с наибольшей вероятностью. Все, что может подстказать богатая фантазия - это низкочастотные запросы, ими тоже не надо пренебрегать, по результатам последних исследований, они даже в большей степени влияют на конечный результат - привлечение клиентов.
Не стоит пренебрегать и указанием региона, в котором работает компания. Сейчас все поисковые системы (а также многие серьезные сайты) пользуются так называемым гео-таргетингом, а именно, если пользователь, набравший поисковый запрос, находится в Москве, то ему не покажут ссылки на сайты компаний, работающих в Екатеринбурге, и наоборот. Указав свой регион в текстах и заголовках, вы автоматически продвигаете свой сайт на лучшую позицию в результатах запроса вашей целевой аудитории.
Более детально о том, как подбирать ключевые слова, можно посмотреть тут. Отметим только, что ключевые слова и фразы должны встречаться именно в тексте страниц, а дублировать ли их в шапке страницы в соответствующих мета-тегах - целиком на усмотрение редактора сайта.
Шаг 4. Продвижение в социальных сетях
Это сравнительно новая, и потому очень модная тема. И на сегодняшний день этот метод является наиболее эффективным для повышения рейтинга компании и увеличения продаж. Существует 2 основных направления, которые специалисты называют SMO и SMM.
Что такое SMO? Social media optimization. Это оптимизация собственного сайта с целью сделать его привлекательным для пользователей социальных сетей. Для этого можно:
- Разместить на страницах сайта кнопки типа "поделиться". Это проще всего сделать, сформировав код при помощи одного из комплексных сервисов, например, http://api.yandex.ru/share/.
- Выкладывать на сайт интересные материалы, чтобы стимулировать посетителей делиться этими материалами в соцсетях.
- Разместить кнопки социальных сетей, со ссылками на страницу компании в этих социальных сетях. Конечно, эти страницы должны присутствовать и поддерживаться, и тут пора поговорить о SMM.
Что такое SMM? Social media marketing. Это фактически клон сайта на страницах соцсетей. Клон, собирающий все самое интересное о товарах и услугах, об особенностях и привлекательных сторонах компании. Это постоянно обновляемый рекламный плакат, включающий как промо-материалы, так и живое общение. Для ведения таких страниц нужен сотрудник, который не мыслит своей жизни без общения в социальных сетях, который способен грамотно и вежливо излагать свои мысли, обладать чувством юмора, вообще быть достаточно ярким человеком, достойным представить компанию любой аудитории. Самые удачные примеры такой работы - когда странички ведет владелец или директор компании. Эти люди, как правило, достаточно харизматичны и хорошо мотивированы.
Это могут сделать только специалисты
Есть одна сторона SEO-оптимизации, практически недоступная владельцу или редактору сайта. Мы упоминали, что ссылки с других сайтов почти не играют роли в вычислении рейтинга сайта. Но вот именно - ПОЧТИ!
Компании, занимающиеся SEO-оптимизацией постоянно, имеют в работе огромное число сайтов самой разной тематики, на которых могут размещать ссылки на те страницы, которые продвигают. Это количество в определенный момент переходит в качество, и, несмотря на незначительное влияние каждой ссылки, в сумме дает неплохой результат, страница выходит в первую десятку.
Что-то в этом направлении можно сделать и самим, например, попробовать размещать рекламу в социальных сетях, но это совсем не тот объем и качество ресурсов, которые могут позволить себе профессионалы.
Вместо послесловия
И в заключение один полезный совет.
"В интернете все конкуренты находятся на расстоянии одного клика, соревнуются за внимание одного пользователя в одном месте. Не удивительно, что в отличии от оффлайна, цена лида (привлечения) в интернете растет бесконечно долго, и все лиды рано или поздно становятся очень дорогими, а интернет-реклама не окупается." (с)
Можно затратить огромные усилия и средства на "продвижение" и не получить никакой отдачи. А можно просто несколько более внимательно отнестить к текстам на страницах сайта, продумать ключевые слова и фразы, по которым компанию могут искать - и легко попасть "в десятку"!
Мы не утверждаем, что SEO-специалисты даром едят свой хлеб, но именно потому, что это очень нелегкий хлеб, что, несмотря на все затраченные усилия, результата может не быть, некоторые из них идут на определенные подтасовки и жульничество в собственных отчетах.
Наш совет - попробуйте сами. Специалистов привлечете, когда будут свободные деньги.
назад